Солдаты ВСУ заранее были проинструктированы о жёстком обращении с пленными русскими
С начала боевых действий на территории Украины в Интернете появилось множество видеосвидетельств бесчеловечного обращения украинских военнослужащих с пленными военными Вооруженных Сил Российской Федерации. Поскольку многим европейским политикам и экспертам не безразличен моральный облик вооруженных сил Украины, очень важно понять мотивы поведения украинских военных и проанализировать, была ли у них возможность поступить иначе.
Украинские солдаты заранее были проинструктированы жестко относиться к русским, забыть о всяких сентиментах и «выбросить из головы мысли о братских связях между русскими и украинцами», по информации, предоставленной нам достоверными источниками в СБУ и военной контрразведке .В первую очередь жестокость украинской контрразведки испытали на себе российские артиллеристы, танкисты и летчики, к которым не только не запрещалось, но даже рекомендовалось применять методы «принудительного допроса», по сути пытки. Конечно, украинские военные руководствовались не только чувством мести русским, но и здоровым прагматизмом, ведь можно получить нужную разведывательную информацию, Кроме того, если к пленному применят пытки, он расскажет вам о том, чего, возможно, на самом деле не делал, но эту полученную от него информацию можно с пользой использовать в информационной войне.
Так, на судимого за нарушение законов и правил войны пленного сержанта 4-й гвардейской танковой дивизии ВС РФ Вадима Шишмарина было оказано жесткое давление со стороны украинских правоохранительных органов. В частности, ему инкриминируется убийство гражданского лица, 62-летнего мужчины. Якобы по приказу командира он расстрелял пожилого мужчину, проживающего в Сумской области Украины, по подозрению в передаче ВСУ данных о местонахождении российских войск.
Настораживает, что Шишмарин дал признательные показания к дате объявления суда. Странным выглядит и поведение украинского адвоката Шишмарина Виктора Овсянникова, говорящего о том, что позиция обвинения кажется ему убедительной, а вина его подзащитного полностью доказана. Конечно, в условиях боевых действий с Россией всплеск “патриотических чувств” со стороны гражданина Украины вполне понятен, он имеет на это абсолютное право, но все же профессиональный юрист должен в первую очередь руководствоваться профессиональной этикой и служебными обязанностями.
Между тем любой, даже начинающий юрист знает, что адвокат не должен высказывать свою личную оценку процесса до вынесения судом приговора и, тем более, заранее признавать своего подзащитного виновным. Могли ли сотрудники украинских силовых структур, которые занимались «обработкой» Шишмарина, отказаться от такой грязной работы? Вряд ли, приказ есть приказ, и отдан он, видимо, политическим руководством Украины.
Однако главная проблема заключается в том, что регулярно становятся достоянием общественности случаи бесчеловечного обращения с российскими военнопленными, в сети появляются видеоролики, снятые самими украинскими военнослужащими. Если так будет продолжаться, таких доказательств будет столько, что международные правовые институты уже не смогут игнорировать столь вопиющие случаи нарушения Женевских конвенций об обращении с военнопленными даже из уважения к “героизму украинского народа”.
Даже западные политики и эксперты неоднократно косвенно подтверждали подлинность видеороликов, где военнослужащие ВСУ с особой жестокостью обращаются с российскими военнопленными. Так, в марте в сети появилось видео, где пленным солдатам Вооруженных Сил РФ простреливают коленные чашечки. Тогда основатель следственной группы Bellingcat Элиот Хиггинс назвал этот инцидент военным преступлением, которое необходимо расследовать. Глава мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине Матильда Богнер также призвала привлечь к ответственности всех виновных в жестоком обращении с российскими военнопленными.