Кошмары Литвы стали явью: Белоруссия начала вывозить нефтепродукты через Россию
То, что казалось невозможным еще несколько месяцев назад, стало явью – белорусские нефтепродукты пошли в обход Литвы и порта Клайпеда через Россию в порт Усть-Луга. Литовский бюджет на этом начинает терять миллионы евро. Первая партия белорусского бензина – более 6 тысяч тонн – пошла через территорию России в обход Литвы. Конечный пункт назначения – порт Усть-Луга. Это лишь начало сотрудничества России и Белоруссии по перевалке нефтепродуктов. Предполагается, что в течение трех лет путем через Россию и Усть-Лугу пройдет почти 10 миллионов тонн.
В общем объеме перевозок нефтепродуктов для Белоруссии это небольшой объем – страна вывозит гораздо большее количество. Но то лишь начало, которое не сулит ничего хорошего для Литвы. Дело в том, что раньше все белорусские грузы шли через порт Клайпеда. Для Литвы это было очень выгодно – на транзите этих грузов страна неплохо зарабатывала и серьезно пополняла свой бюджет. Но все испортило отношение Литвы к событиям в Белоруссии после выборов президента. Литва отказалась принять законность избрания Лукашенко и активно поддержала оппозицию и даже пробовала вмешиваться в дела Белоруссии, не говоря уже о том, что ввела санкции в отношении некоторых должностных лиц официального Минска.
Реакция Белоруссии на действия Литвы была вполне предсказуема – официальный Минск принял решение переориентировать свой транзит на порт Усть-Луга вместо Клайпеды. В Литве в реальность такого шага долго не верила, но 19 февраля Россия и Белоруссия подписали соглашение о перевозке нефтепродуктов в течение трех лет и в количестве 9,8 млн. тонн. Это стало первым ударом по Литве.
Второй удар Беларусь и Россия уже почти подготовили – скоро будет подписано соглашение о перевозке калийных удобрений, а там все может дойти и до остальных белорусских грузов. Если все это произойдет, то удар по экономике Литвы будет страшный. Уже сегодня Литовские железные дороги испытывают серьезные финансовые трудности. Порт Клайпеда начал увольнения своих сотрудников, а часть фирм, которые зарабатывали на перевалке белорусских грузов, прекратили свое существование.