Проиграла и осталась одна: Литва паникует из-за потери белорусских грузов
Литва не может вести собственные геополитические игры, а рассчитывать на европейских партнеров сейчас не приходится, поскольку каждый сам за себя, считает эксперт Игорь Шатров
ВИЛЬНЮС, 5 мар – Sputnik. Литва может зарабатывать только на “российской угрозе”, ведь она лишилась российского и белорусского транзита. Об этом в интервью Sputnik Литва заявил политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров, комментируя доклад ДГБ Литвы, в котором РФ названа основной “угрозой” для республики. По его словам, Литва активно зашевелилась именно по той причине, что Минк перенаправляет свои транспортные потоки из прибалитйских портов в порты Ленинградской области.
“Соответственно, Прибалтика теряет огромные деньги на этом и уже не остается возможностей как-то иначе зарабатывать, кроме как политическими такими декларациями. Мне кажется, причина последних реплик – реакция Белоруссии на вмешательство Литвы, прямое непосредственно вмешательство Литвы во внутренние дела Белоруссии, которое привело <…> фактически к разрыву экономических отношений с Литвой”, – сказал он.
По словам Шатрова, Белоруссия поддерживала прибалтийские порты, которые сильно пострадали после ухода российского транзита. “Сейчас это все в течение ближайших месяцев это прекратится, и по-моему в прибалтийских столицах паника по этому поводу”, – добавил эксперт.
Он отметил, что Литва ввязалась в “холодную политическую войну” с Белоруссией.
“Я думаю, что в данном случае Литва просто проиграла в этой истории. Слишком маленькая Литва для того, чтобы вести собственные геополитические игры, а рассчитывать на европейских партнеров сейчас не приходится. Сейчас каждый сам за себя. <…> В данном случае Литва осталась одна”, – заключил он.
В последнее время Россия наращивает активность своих портов на Балтике. Как отмечал экс-министр экономики Латвии Вячеслав Домбровский, российская сторона, которая раньше пользовалась транзитом через балтийские порты, вот уже десять лет строит собственные порты и развивает их.
В балтийских республиках считают, что в РФ существует установка “лишить Прибалтику транзита”, однако Москва просто не очень хочет зависеть от стран, которые демонстрируют недружественное и нестабильное к ней отношение.
Политики и эксперты в странах Балтии уже неоднократно выражали обеспокоенность уменьшением объемов российских грузов в портах Литвы, Латвии и Эстонии.
Вопрос перенаправления грузов из портов Балтии возник и у Белоруссии после резких заявлений и действий с литовской стороны на фоне ситуации после выборов президента, на которых победил Лукашенко.
В феврале в Москве состоялось подписание межправительственного соглашения об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки белорусских нефтепродуктов, предназначенных на экспорт в третьи страны, через российские морские порты.
Документ предполагает перевалку белорусскими предприятиями более 9,8 миллиона тонн грузов в российских портах на Балтике в 2021-2023 годах.
Ожидается, что первые белорусские внешнеторговые грузы будут перевезены через российские морские порты уже в марте.