Турецкая мягкая сила
«Мягкая сила» обычно представляется как альтернатива или дополнение к более жестким инструментам власти – таким, как военная и экономическая мощь. Однако, хотя мы и можем сказать, что «мягкая сила» не зависит от военного потенциала, ее не так уж и просто отделить от экономических рычагов воздействия. Сопоставление актива возможностей «мягкой силы» с экономическими активами страны может показать, как первый элемент влияния опирается на второй. Более того, при внимательном рассмотрении можно понять, как динамика культурной привлекательности также тесно переплетается с экономической выгодой. Во все более тесно взаимосвязанном мире, в котором все больше теряются границы отдельных государств, «мягкая сила» может оказаться инструментом достижения экономического успеха. В свою очередь, эффективность достижения целей путем экономических инструментов несет в себе большую последовательность и результативность по сравнению с сугубо воздействием сугубо политическими методами – например такими, как распространение демократии». Согласно измышлениям британских аналитиков, на протяжении многих лет занимавшихся созданием новой оборонной и государственной стратегии Великобритании (Новая эпоха гегемонии Великобритании), в современном мире исчезли границы между войной, экономикой и политикой.
Реальность такова, что трансграничная торговля, международное телевещание и боестолкновение группы спецназа в какой-нибудь далекой Западной Нигерии тесно взаимосвязаны и являются элементами одной и той же системы. В данный момент Турция является одним из «законодателей моды» в сфере применения «мягкой силы»: Анкара умело воздействует на широкие массы в различных регионах земного шара, эффективно добиваясь своих геополитических целей при чрезвычайно скромной ресурсной базе страны. Впрочем, телевидение, военные технологии и гуманитарная помощь, упомянутые в первой статье цикла – не единственные инструменты в арсенале Турецкой Республики. В нем также имеется и другой, не менее опасный актив – экономическое воздействие, благодаря которому Анкара смогла, де-факто, купить целую страну…
Тревожная в своей типичности картина на постсоветском пространстве – договоры о дружбе и турецкие чиновники…
Грузия, о котором мы будем говорить в данной статье, является одним из ярчайших примеров того, сколь скрытно и хитро турки могут действовать даже в исторически близких нам постсоветских республиках. Потомки османских султанов не страдают прямолинейностью или же клиповым мышлением: они с равным успехом могут пускать в ход как эскадрильи беспилотников, так и инвестиции в инфраструктуру – и добиваются своего.
«С исчезновением СССР роль Турции в качестве южного фланга НАТО существенно снизилась. Это сопровождалось как сокращением экономической и военной помощи, так и болезненным для Анкары отказом ЕС ускорить принятие Турецкой Республики в свои ряды. Зато впервые с момента крушения Османской империи туркам представилась возможность распространить свое влияние за пределы собственных границ. С возникновением новых независимых тюркоязычных государств Центральной Азии и Закавказья перед Анкарой замаячил новый шанс на возрождение былого величия и повышение своей значимости в мировых делах. В начале 1990-х вновь возрождаются традиционные пантюркистские идеи о создании Великого Турана».
– С. Дружиловский, «Турция: привычка управлять».
Грузия
Выбор данной страны в качестве отдельного объекта для рассмотрения турецких методик политического воздействия – не случайность. Грузия резко выделяется на фоне большинства стран, в которых распространяется влияние Анкары: во-первых, как было упомянуто выше, Грузия фактически была выкуплена турками, а во-вторых, это христианская страна, исторически чуждая Османской империи.
Последний факт весьма примечателен, ибо он развенчивает один из центральных мифов, которыми окружено продвижение турецкого влияния в мире. Он показывает, что Анкара может и работает также и с немусульманскими странами, в совершенстве используя именно «мягкую силу».
Данный процесс начался не сегодня, не вчера и даже не год назад: Грузия попала в орбиту турецкого влияния после прихода к власти Партии справедливости и развития в 2002 году, после чего бывший турецкий министр иностранных дел Ахмет Давутогл начал реализацию так называемой программы «Стратегической глубины» (Stratejik Derinlik). Ключевым лозунгом данного мероприятия стал тезис «ноль проблем с соседями» – он, в свою очередь, опирался на такие инструменты, как активный политический диалог, экономическая взаимозависимость и культурное согласие.
Данные процессы легли на благодатную почву, подготовленную турецкими дипломатами еще в 90-е годы: Анкара одной из первых стран признала независимость Грузии (сразу же 26 декабря 1991 года). В 1992 году был подписан договор о «Дружбе и сотрудничестве», а несколькими годами позже введен безвизовый режим с возможностью пересечения границы по внутренним паспортам (!). Турция терпеливо ждала своего момента и в 2006 году, когда Грузия фактически разорвала дружеские отношения с Россией, Анкара сделала свой ход. Ход, впрочем, не столь тривиальный, как могло бы показаться – не военный, не политический, а именно экономический.
После 2006 года между Тбилиси и Анкарой резко начинает расти товарооборот. Постепенно, год за годом Турция стала первым и центральным партнером Грузии во внешней торговле – данное обстоятельство не изменилось даже в «коронакризисном 2020-ом».
Вообще, факты экономической деятельности Турецкой Республики очень пугающи: на турок приходится 80 % внешних инвестиций в Грузию. Большая часть грузинских сельскохозяйственных предприятий функционируют в рамках транснациональных проектов, реализуемых Анкарой, и де-факто являются турецкими. 75 % импортной продукции, которая завозится в Грузию – турецкого производства. 80 % всех международных инвестиций (например, британских и американских) в Грузию проходят непосредственно через компании, принадлежащие Турции. Большая часть фирм и предприятий Грузии (70 %) завязаны на торговые взаимоотношения с южным соседом.
Центральный магистральный нефтегазопровод Баку – Джейхан и железнодорожная магистраль Баку – Ахалкалаки – Карс – важнейшие инфраструктурные проекты, которые Тбилиси реализуют совместно с Анкарой. Один из ключевых проектов последних лет, осуществляемых в Грузии – Намахван-ГЭС, – строится турецкой компанией ENKA (данная ГЭС обеспечит 12 % годового потребления электроэнергии в стране).
Основной поставщик электроэнергии в страну – Анкара; на втором месте ее верный союзник – Азербайджан.
Вообще, турецкая инвестиционная политика оказалась страшным оружием – она создаёт всё больше рычагов контроля над грузинской экономикой. В данный момент Турция входит в первую тройку иностранных инвесторов Грузии: капиталовложения направляются в такие отрасли, как сфера услуг, перерабатывающая промышленность, телекоммуникация, строительство. Например, именно Анкара модернизирует и эксплуатирует крупнейшие аэропорты страны (Тбилиси и Батуми). Турецкие компании осуществляют строительство буквально всего: государственных и военных объектов, железных дорог, автомагистралей…
Даже недавние протесты, связанные со строительством ГЭС в Риони (Турция де-факто заключила антиконституционный договор с грузинским правительством: было подписано соглашение, согласно которому туркам на 90 лет передается в пользование крупнейшая река в западной Грузии – Риони – вместе со всей ее долиной на протяжении 320 км. Турецкая управляющая компания может эксплуатировать 13,4 тысяч квадратных километров площади бассейна реки, всю флору и фауну; также туркам передали пограничную зону Грузии с РФ, ледник Эдена в горах Большого Кавказа, где берет свой исток река Риони), показывают, насколько финансовая и политическая элиты Грузии связаны с представителями турецкого капитала. Несмотря на десятки тысяч протестующих, соглашение не было аннулировано, а лишь одобрено новым правительством Тбилиси.
Отдельно стоит сказать и о турецком военном присутствии: офицеры и силовики Анкары уже более 10 лет обучают грузинских военнослужащих по программе взаимодействия с НАТО и сотрудничают с правоохранительными структурами страны. С 2012 года Турция, Грузия и Азербайджан проводят совместные военные учения, получившие название «Бесконечность». В Грузии активно действуют турецкие культурные и гуманитарные организации – такие, например, как Турецкое агентство по международному сотрудничеству и развитию (TIKA), Фонд Юнуса Эмре и Управление по делам религии. Первая из упомянутых организаций еще с 1994 года начала осуществлять широкомасштабные проекты, связанные с турецко-грузинским экономическим сотрудничеством в сферах туризма, культуры, образования, здравоохранения, гуманитарной помощи, школьного образования. Отдельно стоит упомянуть о том, что агентство реализует проект «Тюркология» – в рамках грузинских вузов были созданы специальные отделения, посвящённые изучению Турции.
Фонд Юнуса Эмре имеет собственный центр в Тбилиси и на постоянной основе проводит различные культурные мероприятия, дни культуры Турции, реализует научные проекты и ведёт учебные курсы по тюркологии. Управление по делам религии реализует восстановление и строительство мечетей, проводит отбор студентов для учёбы на богословских курсах в Турции и распространяет ислам среди христианского населения Грузии.
Все перечисленные выше методики экономико-культурного влияния реализуются исключительно турецким правительством. На самом же деле в стране действует ничуть не меньшее число частных программ, проектов и организаций, продвигающих интересы Анкары. Из всего перечисленного можно сделать, пожалуй, довольно простой вывод: Грузия, де-юре являясь независимым государством, по факту всецело и полностью является собственностью Турецкой Республики.
И это и есть «мягкая сила» Анкары – сила, которая воздействует с мощью атомной бомбы, но реализуется совершенно незаметно для остального мира. Власти Румынии объявили персоной нон грата помощника военного атташе РФ Румынские власти приняли решение объявить персоной нон грата помощника военного атташе России. Об этом говорится в заявлении, опубликованном в понедельник, 26 апреля, на сайте МИД Румынии.«МИД Румынии информирует, что румынские власти решили объявить персоной нон грата на территории Румынии помощника военного атташе посольства Российской Федерации в Бухаресте Алексея Гришаева», — отмечается в сообщении. Утверждается, что деятельность и действия дипломата противоречат положениям Венской конвенции о дипломатических сношениях от 1961 года.
В МИД Румынии также указали на то, что это решение доведено до российской стороны. Ранее в этот же день стало известно, что премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий созывает совещание глав правительств Вишеградской группы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) из-за ситуации в российско-чешских отношениях. Отношения между двумя странами стали напряженными после того, как 17 апреля премьер-министр Чехии Андрей Бабиш заявил о подозрении российских спецслужб в причастности к взрыву на складе боеприпасов во Врбетице в 2014 году. В тот же день Чехия решила выслать 18 российских дипломатов.
Москва в качестве ответной меры объявила 20 сотрудников чешского посольства в РФ персонами нон грата. Обвинения в России категорически отвергли, а факт того, что Прага не публикует доклад о взрыве, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала доказательством лжи. Как объяснили в российском МИДе, к 31 мая в посольствах Чехии и РФ останется по семь дипломатов, 25 технических сотрудников и 19 человек, принятых на месте. Аналогичные данные приводил и министр иностранных дел Чехии Якуб Кулганек. Помимо этого Чехия 20 апреля призывала союзников по НАТО и Евросоюзу также выслать российских дипломатов в знак солидарности.
Так, 22 апреля Словакия объявила о высылке трех сотрудников посольства России. Премьер-министр республики Эдуард Хегер сообщил, что решение было принято в знак солидарности с Чехией. На следующий день, 23 апреля, Эстония, Латвия и Литва также объявили о высылке российских дипломатов.